Создание психологического климата в классном коллективе

Одним из главнейших условий для нормального развития человека и одной из его базовых потребностей является потребность в безопасности и защите. При этом самым распространенным источником разнообразных эмоциональных переживаний человека являются его отношения с другими людьми. Трудности в понимании чувств и намерений другого человека и в передачи своих собственных приводят к психологическому дискомфорту и чувству страха, порождающие защитные реакции, которые могут проявляться в различных защитных формах поведения.

Под влиянием страха человек может проявлять агрессию или стараться стать незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто является для него потенциальным источником угрозы.Защита от страха может проявляться в использование различных масок, с помощью которых человек приспосабливается к ситуации, дистанцируясь от других или в виде отчуждения.

Если ситуация опасности становится для человека хронической, то описанные формы поведения закрепляются и становятся основными способами взаимодействия с миром.

Естественно, любой учащийся и любой педагог хочет, чтобы в его классе была благополучная психологическая атмосфера.  А для этого необходимо, чтобы
каждый член коллектива чувствовал себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность), у каждого было сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности и каждый умел заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.

Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать следующие приемы:

 

  1. В первую очередь следует оценить, насколько безопасно чувствуют себя учащиеся в классе, используя методы:
  • «Наблюдение за детьми». Так частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе, а скрещивание рук и ног во время общениясвидетельствует о закрытости и настороженности, сжатые кулаки указывают на состояние враждебности, избегание глазного контакта и переминание с ноги на ногу – о неуверенности и неловкости.
  • «Беседы с родителями». Во время которых стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе, часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам, как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей и т.д.
  • «Анкетирование учащихся»по предлагаемой анкете.

 

Анкета*

  1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет).
    2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).
    3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).
    4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет).
    5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно (да, нет).
    6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку (да, нет).
    7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).
    8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).

Использование указанных методов позволит педагогу проанализировать ситуацию в классе и определить необходимые шаги, которые следует предпринять для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно.

Анкетирование и беседы с родителями следует повторятьчерез какое-то время, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.

 

  1. Очень важно формировать у учащихся самоуважение, адекватною самооценку и положительноесамоотношение.

Самоуважение – это принятие себя, осознание собственного достоинства, положительное отношение к себе. Самоуважение связано с положительными эмоциями по отношению к себе, при этом человек не считает себя лучше других, но уверен в себе и в своих возможностях.

Недостаток самоуважения связан с чувством ущербности, неполноценности, что отрицательно влияет на поведение человека. Такие люди излишне застенчивы, склонны к изоляции, одиночеству, особенно болезненно реагируют на критику, порицание, остро переживают неудачу. Они вынуждены прятать от окружающих свое истинное лицо, используя маски (типичный пример — «классные шуты», или «клоуны»). Недостаток самоуважения приводит к трудностям в общении, поскольку такие люди заранее уверены в том, что окружающие плохо к ним относятся, а также

коррелирует — по данным американских психологов — с депрессией, агрессивными проявлениями, соматическими расстройствами.

Установлено также, что отрицательное отношение к себе связано с отклоняющимся поведением — совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом.

Для того чтобы оценить, сформировано ли у учащихся позитивное самоотношение, можно предложить им ответить на вопросы небольшой анкеты (сделать это лучше в письменном виде).

Анкета*

  1. Я могу назвать, по крайней мере, два своих положительных качества, например: «Я — хороший спортсмен». (Да, нет)
  2. Для того чтобы на меня обратили внимание, мне не надо хулиганить или пускать людям пыль в глаза. (Да, нет)
  3. Каждый раз, когда я допускаю ошибку, я чувствую себя неудачником. (Да, нет)
  4. Если я хорошо выполнил какую-нибудь работу, я обычно жду, чтобы кто-нибудь сказал мне об этом. (Да, нет)
  5. Когда я сталкиваюсь с новой или трудной ситуацией, я обычно говорю сам себе: «Я смогу справиться с этим». (Да, нет)
  6. Ребята из моего класса любят меня. Мне не нужно притворяться или делать что-то, что мне не нравится, чтобы угодить им. (Да, нет)
  7. Когда кто-нибудь говорит мне комплимент, я обычно считаю, что я этого заслуживаю. (Да, нет)
  8. Если кто-то начинает «давить» на меня, я чувствую себя абсолютно беспомощным. (Да, нет)
  9. Мне бывает трудно сказать другим что-то приятное, поэтому я обычно этого не делаю. (Да, нет)
  10. Если бы я выглядел лучше, ребята любили бы меня больше. (Да, нет)

 

Безусловно, отношение ребенка к самому себе во многом зависит от учителя, который способен поддерживать ребенка, демонстрируя его принятие в любых ситуациях, а также может помочь ему повысить самоуважение, используя специальные приемы.

 

  1. Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения — чрезвычайно важная способность человека, дающая ему возможность удовлетворить потребность в эмоциональных контактах, поддерживать и развивать чувство собственной ценности. Для того чтобы оценить, насколько у учащихся сформировано умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения в группе, можно предложить им ответить на вопросы.

Опросник «Хороший ли я друг?»*

  1. Я очень быстро теряю друзей (да, нет).
  2. Я часто говорю приятные слова моим друзьям (да, нет).
  3. Часто мне кажется, что у меня нет друзей (да, нет).
  4. Я всегда могу выслушать своего друга (да, нет).
  5. Я сам всегда решаю, какое кино мы с другом будем смотреть, во что мы будем играть или куда пойдем (да, нет).
  6. Если мне хочется с кем-нибудь подружиться, то я этого добиваюсь. Я предлагаю этому человеку чем-нибудь заняться вместе (да, нет).
  7. Когда кто-нибудь уговаривает меня сделать что-то, чего, как мне кажется, делать не стоит, я говорю «нет» (да, нет).
  8. Мне неприятно, когда кого-то обижают, и я стараюсь помочь этому человеку (да, нет).
  9. Друзья бывают разные — одни более близкие, другие менее (да, нет).
  10. Если я не хочу быть одиноким и хочу иметь много друзей, я должен развить в себе такие качества, чтобы другие хотели со мной дружить (да, нет).

 

Осознание учащимися тех качеств, которые необходимы для дружбы, создает у них мотивацию для их развития. С детьми полезно обсудить, что в первую очередь привлекает в человеке при первой встрече, а что — отталкивает, а также какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.

 

*Примечания: При проведении всех выше приведенных анкет детей необходимо предупредить о том, что их ответы не станут известны одноклассникам.

 

 

Приемы по созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе:

 

  1. Участие детей в организации общего пространства, создании «дизайна» класса
    Прежде всего стоит обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и приятной, например, по-другому поставить мебель, добавить цветов, сделать уголок отдыха, повеситьпостеры, картины и т.д.

 

  1. Создание правил класса

            По мнению одного из наиболее авторитетных представителей гуманистической психологии А. Маслоу, необходимым условием для ощущения защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими, а кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Создайте вместе с учащимися правила своего класса, ярко оформите их и повесьте на видном месте.Кстати, стоит продумать и внести в «Правила класса» и ритуал принятия новых учеников.

 

  1. Создание «Дневника класса»

Специальный альбом с общей фотографией класса, рассказами и фотографиями детей и педагога о себе (например, на тему «Что я люблю и чего я не люблю»), о жизни класса поможет учащимся лучше узнать друг друга и позитивно повлияет на психоэмоциональный фон. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника.Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место —  ведь в классе могут появляться новые ученики.

 

  1. Проведение «Дней класса»

Следует вместе с детьми выбрать один из наиболее запомнившихсяклассу дней, объявить его «Днем класса» и систематически отмечать его, проводя совместно придуманные специальные ритуалы для этого дня.

 

  1. Ведение «Дневника достижений»

            Привычка фиксировать свои успехи поможет учащимся не поддаваться унынию и не чувствовать себя неудачником. Пусть каждый ученик заведет дневник достижений.Детям предлагается сначала записать свои прежние достижения, а потом регулярно (раз в одну-две недели) фиксировать новые успехи (даже самое маленькое достижение должно быть зафиксировано). Учителю следует помочь тем детям, которым трудно увидеть свои достижения. Стоит также обсуждать сдетьми, кто или что помоглоим достичь успеха, какие способности и таланты развиты у них больше всего.

 

  1. Совместные прогулки, походы, экскурсии

Подобные мероприятия очень сближают учеников и учителя. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир, прислать открытку, бросить за них монетку, чтобы вернуться в это место всем вместе (и сфотографировать этот момент). Короче говоря, дать им почувствовать, что о них не забыли, что они, несмотря ни на что, члены вашего класса.

 

  1. Прием «Шкатулка». Для того чтобы сформировать у детей позитивное самоотношение, их надо научить осознавать свои сильные стороны Заведите в классе красивую коробочку или шкатулку. Предложите учащимся на листочках бумаги написать свои хорошие качества, сверните эти записки в виде конфет или шариков и наполните коробку. Осуществляйте периодическое пополнение шкатулки и обсуждение качеств, которые в ней лежат.

Обратите внимание на тех детей, которые затрудняются найти в себе сильные стороны, помогите им сами и попросите других детей помочь им найти сильные стороны (например, «Ты помогаешь дома ухаживать за младшим братом», «Ты добр к другим, любишь животных»).

 

  1. Разрешение конфликтов

Для разрешения неприятных, трудных и конфликтных ситуаций, случаев обиды оптимально использовать прием, который можно обозначить следующим образом: «У нас есть проблема —  давайте найдем ее решение». В этом случае акцент смещается с отыскания и порицания виновных на поиск способов миминизирования ущерба от произошедшего.

Для профилактики хорошо использовать обсуждения «случаев из жизни» и проигрывания ситуаций, в которых человек чувствует себя обиженным. Попросите учеников вспомнить или придумать такие ситуации. Начните с собственных воспоминаний. Обсудите с детьми, каким образом реакция окружающих может сделать ситуацию еще более неприятной или, наоборот, —  не такой уж обидной.  Такой прием позволяет не только помочь детям найти правильное решение, и, возможно, предотвратить ссоры, но является одним из способов развития эмпатии

 

 

Составитель: Мазурова Е.В., методист АКЦ ППМС-помощи

По материаламстатьи Н. Манелис «Психологический климат в классном коллективе»

This entry was posted in Страничка психолога. Bookmark the permalink.